Куликова Ирина Кузьминична, воспитатель

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Что же такое связная речь?

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение интересно рассказывать помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи. Воспитания звуковой культуры речи.

Именно средства связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

Самый распространенный способ соединения предложений -  это цепная связь. Основными средствами  данной связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику  холодно.), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится.)

В обучении детей построению связных текстов необходимо развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются такие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем в описании, т.к. перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и в описании, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребенка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и разные упражнения).

 

 

 

Особенности связной речи детей.

Детям 3-х лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы ), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания 3хлетних детей состоят из двух-трех фраз. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и  развернутыми, хотя структура речи еще не совершенна.

В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать ответы товарищей, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на  занятиях.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, слушать друг друга.

В среднем и, особенно, в старшем дошкольном  возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

 

 

Пересказ.

Пересказ – это воспроизведение литературного текста.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои  особенности. Но план  занятия по пересказу произведения выглядит так:

первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Можно составить план пересказа. Указания воспитателя тоже важный прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово.

В младшем дошкольном возрасте перед педагогом стоят две задачи:

1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;

2. подвести к воспроизведению текста.

В подготовке к пересказу  большую роль играют различные зрелища. Драматизация произведений с помощью кукольного, настольного театра создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, лучшему запоминанию их.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

После чтения воспитатель проводит кратную беседу о прочитанном. Если ребенок затрудняется в пересказе, то педагог задает ему дополнительные вопросы или напоминает какую-то фразу, забытое слово.

Подготовку к пересказу можно проводить по следующему плану.

 На 1м занятии – рассказывание сказки, используя настольный (кукольный театр ), на 2м – повторно рассказываем сказку и затем предлагаем детям пересказать ее.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель.

В старшем возрасте выдвигаются новые задачи обучения пересказу: умение связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями героев.

В подготовительной группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Занятие может состоять из следующих частей:

1. вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; рассматривания иллюстраций;

2. чтения литературного произведения.

Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц.

3. беседы по содержанию и форме произведения.

4. повторного чтения произведения.

5. пересказа произведения детьми.

12 октября 2019 в 19:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.